Заключение № 14 по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Сравнительный анализ закупок, проведенных в 2021 году в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Контрольно-счетная палата Северодвинска подготовила заключение на основании анализа закупок товаров, работ и услуг, проведенного в 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации Северодвинска, осуществленных в 2021 году, с учетом особенностей применения Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).
Для сравнения осуществленных Учреждениями закупок товаров, работ и услуг выбраны два критерия – ценообразование при выборе поставщиков и ассортимент поставляемой продукции и оказанных услуг.
Сравнительный анализ закупок в части ценообразования проводился по нескольким критериям:
— сравнение одноименных закупок товаров, работ и услуг в один момент времени у одного и того же поставщика/исполнителя в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и в рамках Федерального закона № 44-ФЗ;
— сравнение одноименных закупок товаров, работ и услуг в один момент времени у разных поставщиков/исполнителей в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и в рамках Федерального закона № 44-ФЗ;
— сравнение одноименных закупок товаров, работ и услуг в один момент времени у разных поставщиков/исполнителей в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.

По результатам сравнительного анализа закупок товаров, работ и услуг, проведенных Учреждениями в 2021 году, выявлено следующее:
В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлены факты, снижающие степень реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, а также принципов, установленных федеральным законодательством в области закупок, в части эффективности осуществления закупок и обеспечения конкуренции, в частности:
— закупки у единственного поставщика являются приоритетным способом (95,6% от общего числа осуществленных закупок товаров, работ и услуг);
— большая часть закупок товаров, работ и услуг (92,8% от общего числа закупок) у единственного поставщика проведена с учетом недопущения превышения предельной цены договора, установленной отдельными нормами законодательства в рамках осуществления закупочной деятельности, а также применены механизмы искусственного дробления закупок, что является нарушением принципов конкуренции, предусмотренных статьей 15 Федерального закона № 135-ФЗ и может повлечь за собой привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ;
— отсутствие анализа в разрезе поставщиков и ценовых показателей на закупаемые товары, работы и услуги, в связи с чем одноименные товары/услуги закупались в один момент времени у разных поставщиков по разным ценам.
Установлены случаи отсутствия единых требований к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Отсутствует единый подход при формировании цен при осуществлении закупок одноименных товаров, работ и услуг.
Результаты, полученные в ходе экспертно-аналитического мероприятия, будут учтены при планировании работы Контрольно-счетной палаты Северодвинска на следующий год в части проведения аудита закупок продуктов питания в дошкольных образовательных учреждениях.

Контрольно-счетная палата Северодвинска по итогам проведения экспертно-аналитического мероприятия считает возможным предложить:
Для эффективного и рационального использования бюджетных и внебюджетных средств на обеспечение закупочных процедур конкурентными способами в дошкольных учреждениях Управлению образования Администрации Северодвинска рассмотреть вопрос о централизации закупок перечня товаров, работ и услуг, постоянно используемых во всех учреждениях дошкольного образования.
В случае отказа или отсутствия возможности от централизации
Управлению образования Администрации Северодвинска проанализировать и установить единые критерии к участникам закупки и единый подход при формировании цен при осуществлении закупок одноименных товаров, работ и услуг, результаты анализа довести до сведения подведомственным учреждениям дошкольного образования.