Предвосхитить результат эффективнее, чем контролировать

  • Председатель контрольно-счётной палаты Северодвинска о главной функции, целях и стратегическом аудите
    Что приходит на ум, когда люди слышат название «контрольно-счётная палата»? Как правило, думают о цифрах и контроле, но это не совсем так. Надо отметить, что как отдельный орган власти и юридическое лицо она была образована в 2014 году. До этого контрольно-счётная палата находилась в структуре Совета депутатов. У КСП есть официальный сайт, на котором размещена информация о деятельности, структуре и планах работы. Есть и информация о том, что они готовы к открытому диалогу со всеми, кому не безразлично, как формируется и исполняется бюджет города, с теми, кто хочет больше узнать о её работе.

    Роман Валерьевич Жириков на должности председателя КСП Северодвинска с 2018 года. Мы попросили его поподробнее обо всём рассказать, потому что информация из первых уст всегда достоверна.

    — Что такое контрольно-счётная палата?

    — Контрольно-счётная палата — это орган местного самоуправления, входящий в структуру органов местного самоуправления, наравне с главой города, администрацией и Советом депутатов, с целью помощи всем трём органам власти в части управления бюджетом города Северодвинска.

    — В чем главная функция КСП?

    — Основная функция — это внешний муниципальный финансовый контроль. Надо отметить, что система внешнего аудита родилась недавно и это общая мировая тенденция. Любое государство занимает достаточно большой объём политических и финансовых сфер деятельности, участвует в экономике своей страны не только законами, но и бюджетом, проверить, поправить независимым внешним взглядом может счётная палата. Поэтому было принято решение о создании самостоятельных и независимых органов внешнего финансового контроля. Счётный орган не подчиняется ни главе, ни администрации города. Мы смотрим за тем, как составлены документы по расходованию средств бюджета, и как они расходуются, даём предложения устранению замечаний, если таковые имеются и делимся, как расходовать средства более эффективно, не допуская ошибок.

    — Как составляется план проверок на год?

    — Мы осуществляем свою деятельность согласно Закону № 6 ФЗ. Не все знают, что для счётной палаты РФ отдельный закон. Мы им не подчинены, они могут нам содействовать только методической базой. КСП Северодвинска подотчётны местному представительному органу, но никаких мер воздействия на нас закон не предусматривает, поэтому у нас есть принцип самостоятельности и независимости. И это правильно, во избежание давления со стороны на орган контроля. Поэтому и свою деятельность мы планируем самостоятельность, я его утверждаю, как председатель. Есть стандарт разработки плана, деятельность основана на регламенте.

    Конечно, в планы работы могут быть включены предложения главы, у него есть такое право. В наши полномочия также входит экспертиза отчёта об исполнении бюджета и экспертиза отчётности главных распорядителей бюджетных средств, проводится по итогам года. И если мы видим нарушения, планируем более тщательную проверку на следующий год с учётом полученной информации. Кроме этого, в план всегда включены образовательные и культурные учреждения и предприятия другой направленности.

    — За сколько времени организации и учреждения осведомлены о предстоящей проверке?

    — Все планы предстоящих проверок мы выкладываем на официальном сайте, это не скрывается и публично освещается.

    — Какая основная цель проверок?

    — Так как учреждения действуют на основании муниципального задания, на выполнение которого выделяется субсидия, осуществляется проверка законности расходования средств местного бюджета. Также учреждения получают субсидии на иные цели, расходы не связанные с муниципальным заданием и приносящую доход деятельность в рамках использования муниципального имущества тоже подлежит проверке.
    Не всегда выходим на объект с комплексной проверкой комплекса. Если учреждение небольшое проверяем целиком по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности. Если это учреждение достаточно большого формата, как, к примеру, в прошлом году 14 школа, то по отельным вопросам.

    — На какой основной документ ориентируются при проверке учреждения?

    — Cамая затратная статья предприятий некоторых учреждений всех средств выделяемых из бюджета — это заработная плата со всеми начислениями, она обычно составляет 95 % , на все остальные материальные затраты оставшиеся 5 %. Определённой канвы у нас нет, сам на проверки не хожу, у меня нет таких полномочий. Для этого есть аудиторы и инспектора, они непосредственно занимаются проведением данных мероприятий. Мы готовим распоряжение о проверке, предупреждаем и обозначаем даты. Предоставляем перечень вопросов, но во время проведения проверки в него могут внесены изменения. Проводя проверку, если инспектор видит, что появились вопросы, значит, он будет включен в общий список.

    — Какие главные нарушения случаются при проверках?

    — Нарушения есть, и мы это отражаем в отчётах. Проверок не так много в году, как нам бы хотелось, обычно их бывает 7-8. Есть определённый регламент — проверка, составление актов, составление возражений по акту проверки в течение пяти рабочих дней. После готовится отчёт о проведённом мероприятии, а дальше информация направляется в Совет депутатов и главе. Нарушения чаще бывают по субсидиям на иные цели, в части проезда в отпуск. Неправильно составлен документ расходования средств, неточная его трактовка.

    Встречаются нарушения по распоряжению имуществом при сдаче в аренду — либо не согласовали с управлением, либо неправильная арендная ставка.

    — Чаще нарушения совершаются по незнанию, халатности или в личных целях?

    — Некоторые материалы мы направляем в прокуратуру, в том случае, если увидели то, что нам кажется не очень правильным, правоохранительные органы проводят дополнительную проверку на факт личной заинтересованности. Чаще нарушения случаются по незнанию, недосмотру, нежеланию проверить и изучить.

    — Незнание и халатность освобождает от ответственности?

    — Конечно нет. В данном случае мы направляем всю информацию учредителю, который должен будет оценить действия, назначенного им руководителя. Это не наши полномочия, мы проверили, сделали заключение, направили учредителю, а дальше уже он принимает решение. Есть нарушения по нецелевой выплате заработной платы по основаниям, которых нет в вышестоящих документах. Каждое учреждение создаёт у себя своё положение по оплате труда, но при этом оно обязано руководствоваться вышестоящими документами, то есть трудовым кодексом. Есть типовая форма, где прописаны все виды оплат, от оклада до социальных и стимулирующих выплат и других статей расходов.

    У многих учреждений есть документы, созданные 10-15 лет назад, на изменения не все обращают внимание. К примеру, новый директор, приходя на должность, продолжает руководствоваться действующими порядком, а там выплаты, которые не предусмотрены законодательством, поэтому их считают не правомерными, вплоть до нецелевого использования средств бюджета.

    Если такие нарушения есть, мы готовим административное производство и направляем в суд, далее суд рассматривает и выносит решение. Взыскать с организации мы ничего не можем, у нас таких полномочий нет. Это может сделать только тот орган, который выдал эти деньги. Мы вносим представления и в учреждения, и в орган власти, если его не исполняют, то это административная ответственность.

    — Что входит в полномочия КСП?

    — Многие думают, что в первую очередь, мы контролёры, но от этого мы хотим уходить. В скором времени в ФЗ № 6 будут внесены изменения, которые дадут возможность позиционировать себя как участник стратегического развития и планирования деятельности на будущее. И это правильно. Для того, чтобы осуществить контрольную функцию, у нас есть орган внутреннего контроля в администрации Северодвинска — внутренний финансовый контроль. А счётные органы нацелены на участие в развитии. Знаете, есть такое понятие — аудит эффективности расходов местного бюджета. Он должен реализовывать принцип бюджетного законодательства как эффективность. Это означает достижение наилучших результатов за счёт наименьшего объёма денежных средств. Почему стратегический аудит? Потому что он позволяет предвосхитить результат. Цель стратегии в том, чтобы предвосхитить момент нарушений — подсказать, чтобы все средства были потрачены разумно и правомерно.

    — За время Вашей работы в КСП пытался на Вас кто-то давить или договариваться о лояльности?

    — Со мной лично нет, смысла нет. Если бы такие случаи были среди аппарата, я бы тоже знал.

    Напоминаем, у КСП Северодвинска есть официальный сайт с основной информацией. Есть контактные телефоны и режим работы.

    Режим работы аппарата:
    с понедельника по пятницу с 8.30.

    понедельник — до 17.30
    вторник, среда четверг — до 17.00
    пятница — до 15.00.

    Перерыв на обед — с 12.30 до 13.30

    Телефоны:
    +7 (8184) 51-13-66
    +7 (8184) 58-39-82
    +7 (8184) 58-39-84